The-DriveАвтоновости → Техосмотр 2022: отмена и новые правила для легковых автомобилей в России

Техосмотр 2022: отмена и новые правила для легковых автомобилей в России

Автоновости 667 0 3-01-2022, 21:33

Данная норма закреплена поправками, которые были внесены Федеральным законом №494-ФЗ в нормативные акты, касающиеся технического осмотра ТС и их государственной регистрации. Эти изменения начали действовать с 30 декабря 2021 года и, по подсчетам самих законодателей, коснулись порядка 50 миллионов единиц легковых авто и мотоциклетного транспорта, находящихся в собственности граждан страны.

Все изменения которые нас ждут в 2022 году

Работа по внесению правок растянулась на несколько лет, причиной чему со слов чиновников стал коронавирус. Также в дело вмешалась попытка ввести новые правила получения диагностических карт, поставившие более высокие требования к оснащению станций техосмотра.

На практике реформа обнажила проблему нехватки таких пунктов, в результате чего все свелось лишь к отвязке диагностической карты от страхового полиса ОСАГО, который страховщикам разрешили выдавать без предъявления диагностической карты.

Тогда же возникли первые предложения вовсе отменить техосмотр для подавляющей части автовладельцев. Окончательное решение фактически было принято 9 ноября 2021 г., когда Госдума одобрила законопроект об отмене ТО для отдельных категорий собственников транспортных средств и отправила его на дальнейшее рассмотрение в Совет Федерации, а после и Президенту.

Поправки успешно прошли все согласования и вступили в силу в неизменном виде. Их основные положения свелись к следующим формулировкам:
  • От прохождения техосмотра в 2022 году освобождаются мотоциклы и легковые автомобили, используемые их владельцами для личных целей или нужд. Для таких категорий собственников ТО (получение диагностической карты) становится делом добровольным.
  • Техосмотр в 2022 году остается обязательным для тех, кто эксплуатирует технику в служебных целях, либо для извлечения прибыли (такси, грузовые и пассажирские перевозки).
  • Получение диагностической карты будет обязательным при внесении в конструкцию авто изменений, а также при регистрации (перерегистрации) в ГИБДД транспортных средств возрастом более 4 лет.

Кроме этого, поправки устанавливают конкретные случаи, когда владельцу легкового авто или мотоцикла придется проходить техосмотр по предписанию должностного лица – сотрудника ГИБДД, выявившего неисправность, угрожающую безопасности дорожного движения.

К примеру, это может быть разбитая фара, не горящие «стопы» или неработающие «дворники». В этом случае инспектор вправе требовать устранения неисправности, что может подтвердить только диагностическая карта. Если же она имеется у водителя в наличии, проверять техсостояние автомобиля сотрудники ГИБДД будут не вправе, однако это не касается видимых поломок: тех же не работающих фар или, например, измененной конструкции системы выхлопа, которую инспекторы могут выявить буквально на слух или запах.

Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году?


Станции техосмотра с 2022 года придется посещать:
  • Физическим лицам, являющимся владельцами легковых автомобилей и мотоциклов, которые используются для извлечения прибыли или служебной деятельности (в том числе корпоративная техника).
  • Физическим лицам, являющимся владельцами грузовиков и автобусов.
  • Юридическим лицам – всем без исключений.
  • Собственникам транспортных средств, которые ставятся на учет (перерегистрируются в результате продажи) – при условии, что ТС имеет возраст более 4 лет.
  • Собственникам транспортных средств, в конструкцию которых были внесены изменения (замена агрегатов, узлов, модернизация, технический тюнинг и т. п.)
  • Штрафы

В марте 2021 года штраф за отсутствие диагностической карты заочно подняли до 2000 рублей, и эта цифра должна сохраниться в содержании части второй статьи 12.1 обновленного Кодекса об административных правонарушениях, который должен будет выйти в марте 2022-го.

В результате т. н. отмены техосмотра это штрафное взыскание будет адресовано нарушителям из числа тех автовладельцев, кто обязан посещать станции ТО, например, водителям автомобилей такси или собственникам микроавтобусов.

При этом владельцам таких транспортных средств стоит помнить не столько о фактически уже состоявшемся официально повышении штрафа, сколько о почти полной неотвратимости наказания. Ожидается, что контроль за соблюдением обновленных правил будут вести камеры видеофиксации, а сами штрафы станут приходить в виде «писем счастья». Если же нарушитель окажется замечен на дорогах неоднократно в течение нескольких дней, штраф станет выписываться один раз в сутки.


Кроме этого, пока остается в силе и та часть содержания статьи 12.5.1 КоАП РФ, которая касается проверки технического состояния транспортных средств. Здесь подразумеваются машины с очевидными неисправностями, которые инспекторы способны выявить на месте.

Пока по действующему закону они вправе выписать штраф в размере 500-800 рублей и оформить постановление о необходимости устранить неисправность. С такой бумагой водителю придется ехать на техосмотр принудительно. И, тем не менее, данная практика повсеместного распространения не имеет, поскольку обсуждение норм, касающихся штрафов за ненадлежащее техсостояние ТС, все еще ведется, да и сам размер взыскания также может быть увеличен.

Также технически в КоАП все еще остаются и другие штрафы, касающиеся диагностических карт:
  • оформление карты без прохождения ТО – 5000-10000 рублей для физлиц и 250000-300000 – для юридических лиц;
  • передача ложной информации в реестр – аналогичные взыскания;
  • повторное нарушение – до 20000 рублей физлицам и до 500 тысяч – юридическим лицам.

Техосмотр и ОСАГО


С августа 2021 года для получения полиса обязательного страхования не приходится предоставлять диагностическую карту, т. е. проходить техосмотр. Как пояснили в Госдуме, вопрос «отвязки» ТО от автогражданки был продиктован желанием сделать страхование более доступным.

Причем, дело оказалось не в затратах автовладельцев на прохождение технического осмотра, а в отсутствии достаточного количества пунктов ТО, который бы смогли оперативно обслуживать имеющийся в стране автопарк. Что же касается мнения самих страховщиков, то они тоже являлись сторонниками отмены прежних норм, поскольку не находили прямой зависимости между причинами ДТП и техническим состоянием попадающих в аварии автомобилей.

Так, согласно исследованиям Российского союза автостраховщиков, только в 0,1% ДТП причиной становилась техническая неисправность транспортных средств. Другим словами, это предлагается считать фактором, не играющим определяющей роли, однако те же страховщики вовсе не собираются отказываться от практики применения регресса и предъявлять материальные претензии к тем виновникам ДТП, которые не смогут доказать, что их техника на момент аварии была в исправном состоянии.

А это удастся сделать, только имея на руках диагностическую карту, поэтому и страховые компании, и чиновники остаются в уверенности, что многие ответственные владельцы будут продолжать посещать пункты ТО, несмотря на отмену обязательного техосмотра.

Последствия и выводы


Таким образом, с 2022 года техосмотр можно считать почти отмененным: после почти двухлетней работы над положениями нового закона подавляющее большинство единиц легковых транспортных средств и мотоциклов будет избавлено от необходимости получать диагностические карты.

При этом для таксистов, а также владельцев пассажирского и коммерческого грузового транспорта ничего не меняется – им придется, как и прежде, регулярно посещать пункты ТО. Правда, здесь может всплыть один важный нюанс.

Подсчеты показывают, что за ненадобностью станций техосмотра их количество может уменьшиться примерно в 5 раз. Большая часть операторов технического осмотра уже не смогут окупать операционные затраты и вынужденно уйдут с рынка.

Очевидно, что первыми под ликвидацию попадут пункты, находящиеся в относительно небольших городах, а это означает, что их жители, которые захотят пройти техосмотр добровольно (как рекомендуют страховщики) или должны будут сделать это по новому закону, столкнутся с рядом очевидных неудобств.

Среди них – удаленность пунктов, повышение стоимости услуг, снижение качества сервиса. Если же автолюбители, прислушавшись к советам чиновников «добровольно пройти техосмотр и спать спокойно» либо столкнувшись с повсеместной практикой осмотра автомобилей сотрудниками ГИБДД, массово поедут на пункты ТО, коллапс, вызванный отсутствием достаточного их количества, просто неизбежен.

Также не стоит забывать об обязанности проходить технический осмотр всякий раз, когда машина возрастом свыше 4 лет проходит перерегистрацию в ГИБДД, либо подвергается переустройству (глубокому тюнингу). Следовательно, покупателю или новому собственнику такого ТС придется заранее планировать, где он пройдет обязательное ТО, равно как и помнить об этом, приобретая личный транспорт, пусть и дешево, но в заведомо запущенном или неудовлетворительном техническом состоянии.

Наконец, серьезным нововведением стоит считать и штрафы, которые будут в 2022 году фиксироваться автоматически. Простые подсчеты показывают, что месячная эксплуатация автомобиля под камерами фото- и видеофиксации может обойтись его владельцу в 60 тысяч рублей – по 2000 рублей за каждые сутки, во время которых авто попадало в объектив. Следствием этому может стать поиск способов избежать наказания, например, путем частичной подделки государственных номерных знаков.

Комментарии к материалу (0)

Добавить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Стань Частью Нашего Проекта - The Drive

The Drive - это проект автомобильной тематики, который посвящен всему, что связано с автомобилями, не зависимо от конкретных марок автомобилей. У нас вы сможете узнать о свежих новостях, новинках автопрома, о реализации различного тюнинга, о ремонте автомобилей своими руками. У нас вы найдете различные руководства и литературу, полезные статьи и многое другое. Добро пожаловать на The Drive!

Популярное на сайте